Садишься за пианино и понимаешь, что играть-то ты уже не умеешь. Ради интереса записала свою игру на диктофон. И уже во время записи понимала, что все идет не так.
И если бы дело было только в оттачивании своей игры, вкладывании чувств в ноты. Так нет же. У меня пальцы
Первое, как мне кажется - отсутствие концентрации, рассеянность. Я точно знаю, что именно так и достигается любая идеальная игра. Просто нужно уметь не расслабляться, не отвлекаться и быть все время во внимании. В этом подвох простых мелодий - в них все понятно и ясно настолько, что теряешь бдительность. Стоит только на минутку отключить голову во время игры (естественно, чтобы насладиться звучанием), как тут же с чего-то сбиваешься. И даже если не отключаешь голову - бывает, что пальцы просто тебя не слушаются. Вот тут-то и надо развивать концентрацию.
Вторая причина - отсутствие периодичных тренировок. Хм, казалось бы, я помню, как и что играется, но сажусь - и уже ничего не умею. Уже не так, как умела раньше. Там с темпа сбиваюсь, здесь не в ту ноту попадаю. Некоторые съедаю, недожимаю. Или педалью делаю грязь. Каждая новая выученная мелодия - как прочитанная глава в книге, ты уже знаешь ее суть, но, правда, повторить полностью и дословно не можешь. Так и происходит в мозгу с выученными мелодиями. Мы уже это видели, мы уже это знаем и слышали, идем дальше. Не смотря на то, что выученное не можем полностью и без ошибок воспроизвести.
В этом-то и проблема. Что делать, с чего начинать, как только открываешь крышку пианино и садишься перед ним на стул? Оно дышит на тебя своим старым деревянным запахом, оно к тебе с открытой душой. Играй на мне, я повторю твои прикосновения. А я что? Мозг суетно перебирает уже выученные простенькие мелодии. Руки тянутся к пачке нот, перебирают их, но не знают, что выбрать. Ничего не хочется, ни того, ни этого. А ведь все в этой пачке звучит красиво, если звучит руками умеющего и с душой. Прости, пианино, я не могу тебя ничем впечатлить. Я - ленивая задница.
В такие моменты музыкальной безысходности я вспоминаю основные методы обучения на моих уроках музыки в детстве, в подростковом возрасте. Наверное, правильно, что я решила иногда записывать - так могу послушать свою игру и понять, что в ней не так. И я уже знаю примерное решение этих ступоров: необходимо систематизировать свои занятия и следовать этой системе. Например: отобрала одну-две новых мелодии, каждый день трачу немного времени, чтобы их разобрать. Из старых выбираю самые красивые и их тоже пытаюсь вспомнить, чтобы снова уметь их играть. Брать простые мелодии и играть их по нотам, с листа, не заучивая.
Можно так же забить на это все и садиться за пианино раз в неделю или реже, или тогда когда хочется подобрать песенку, подбирать на нем мелодию, аккорды, и на этом заканчивать. Мои подборы убоги и быть им только в мусорках. Хотя они меня и вдохновляют.
Надо, пожалуй, вычеркнуть последний вариант. Я ему в основном и следую. И он меня совсем не радует.
Сначала смотрим на знаки у ключа. Потом разбираем полстраницы правой руки, полстраницы левой руки. Соединяем. Повторяем, доводим до совершенства. Ищем повторы далее в тексте. Находим повторы, соединяем остальной текст с уже выученным. Играем медленно, но без ошибок. Постепенно расставляем акценты. Педаль подключаем сразу, слушаем, чтобы не было грязи.
Идем на кухню, ставим чайник, возвращаемся.
А ведь все так просто, оказывается! Тогда в чем проблема тратить каждый день на это немного времени? Кажется, кому-то не хватает волшебного пинка.
Осталось только перечитывать этот пост время от времени. Ведь повторение мать учения, да.